Возрастные особенности подготовки

Многолетняя тренировка в ориентировании от новичка до мастера спорта охватывает различные возрастные группы. Она представляет собой систему специализированного применения на протяжении 10-12 лет средств и методов физического воспитания, направленную на достижение высоких спортивных результатов, совершенствование физических и волевых качеств, овладение совершенной техникой и тактикой, стиля и стратегии так необходимых в данном виде соревнований. 

Подготовка спортсмена от юношеского возраста до взрослых может считаться правильной лишь в том случае, если вызывает положительные анатомо-физиологические изменения в организме, оказывает оздоровительное влияние, способствует всестороннему физическому развитию и на данной основе обеспечивает улучшение спортивных результатов, достижение высокого уровня спортивного мастерства к периоду оптимальной возрастной зоны наивысших достижений.

Этого можно достигнуть только в случае полного соответствия объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям занимающихся, степени их подготовленности, индивидуального уровня развития физических качеств.

В подготовке спортсменов высшей квалификации негативное влияние оказывает искусственное деление тренировочного процесса на периоды подготовки взрослых, юниоров, юношей и начинающих спортсменов. Этот многолетний процесс един, хотя на каждом этапе существуют принципиальные отличия в зависимости от возраста спортсмена.

Спортивная тренировка — многолетний процесс. Для успешного роста мастерства спортсмена необходимо знание законов возрастной динамики результатов. Только в этом случае можно рационально планировать многолетнюю тренировку и своевременно «выводить» спортсмена на «орбиту» высших достижений.

Учитывая определенный ряд специфичных требований ориентировщиков таких как антропометрические данные ребенка, особенности физиологического состояния, развитие скелета и мышц, проведение учебно-тренировочных занятий на свежем воздухе и т.д. начинать заниматься данным видом спорта рекомендуется в возрасте 8-9 лет.

Эффективными средствами всестороннего развития спортсменов в возрасте 8 лет являются игры, игровые упражнения, работа с картами, их изучение, а также базовые подводящие упражнения, формирующие необходимые технические навыки для развития двигательных, рецепторных, координирующих особенностей организма.. Кроме того, на начальном этапе спортсмен изучает правила проведения и участия в соревнованиях, историю развития данного вида спорта, теоретических основы техники, средства и методы влияния упражнений на организм и т.д. В тренировках 12 — 13-летних детей основное внимание уделяется их общей физической подготовке, а с 13 до 17 лет проходит этап специальной тренировки.

Специализация юного спортсмена в 13 — 14-летнем возрасте является физиологически обоснованной только в том случае, если подросток прошел предварительную разностороннюю подготовку начиная с 8-летнего возраста. Ранняя спортивная специализация спортсмена, форсированное развитие физических качеств в избранном виде является одной из главных причин резкого спада спортивных результатов при переходе из юношеских во взрослые команды спортсменов. Отсутствие необходимой разносторонности не позволяет им выполнять те объемы специальной подготовки, которые гарантируют успех в большом спорте.

К 17 — 18-летнему возрасту нагрузки юных спортсменов приближаются по объему и интенсивности к тренировкам взрослых спортсменов. Физиологическими предпосылками рационального планирования тренировочных нагрузок являются возрастные особенности адаптации к физическим нагрузкам, а также степень выраженности основных факторов, оказывающих влияние на спортивную работоспособность лыжников.

Другими словами каждой возрастной категории ориентировщиков соответствует свой этап подготовки, обусловленный развитием тех или иных конкретных физиологических, анатомических, психологических качеств спортсмена и т.д. В случае эффективного освоения спортсменом учебных программ по каждому этапу подготовки результат не заставит себя долго ждать.

Уже после четырех-пяти лет обучения некоторые спортсмены достигают результатов I спортивного разряда или кандидата в мастера спорта Республики Казахстан. До этого времени спортсмен поступательно выполняет нормативы массовых разрядов.